Пространство как зеркало бытия: архитектура Гороховца второй половины XVII века
Мы создаем наши дома, а затем наши дома создают нас. У. Черчилль Вряд ли мы хранили бы с любовью воспоминания о милых путешествиях по небольшим, даже особо не примечательным городам, если бы их внутренний мир,
Мы создаем наши дома, а затем наши дома создают нас.
У. Черчилль
Вряд ли мы хранили бы с любовью воспоминания о милых путешествиях по небольшим, даже особо не примечательным городам, если бы их внутренний мир, история и истории их обитателей не затрагивали нас, а архитектура не была бы так тесно связана с человеком. Дома, улицы, переулки были и есть — пространства, наполненные движением и эмоциями, они появились самой жизнью и для жизни. То, как здания могут рассказать о характерах и деятельности людей в определенный исторический период, мы и постараемся осветить на примере старинного Гороховца, расположенного во Владимирской области.
В этом небольшом городе, основанном почти в середине XII столетия на реке Клязьме в качестве одного из пограничных пунктов по воле князя Андрея Боголюбского, во второй половине семнадцатого века начало формироваться пространство, удивительным образом дошедшее до наших дней. И связано оно было в первую очередь с богатыми купеческими династиями. Сейчас фамилии Ершовых, Ширяевых, Опариных главным образом ассоциируются с домами, в которых они жили, и храмами, построенными на их средства. Но архитектурная среда любого города — это средство трансляции быта, мировоззрения, картины мира человека того или иного времени.
Активное развитие торговли, в котором определяющую роль играли выгодное географическое положение города, стоявшего на пути из Москвы на восток, и прежде всего — в Нижний Новгород, а далее — в сравнительно недавно открытую Сибирь с её промышленными перспективами, река Клязьма, ставшая частью важного речного торгового пути в Волжскую Булгарию — всё это способствовало укреплению купеческого сословия и в экономическом, и политическом отношениях. Соответственно, развивалась архитектура: шло строительство жилых домов, хозяйственных построек разного назначения, заводов и, конечно, храмов. Главную роль в жизни Гороховца начинал играть посад.
План гороховецких укреплений XVIII в., совмещенный с планом 1771 года
https://lubovbezusl.ru/publ/istorija/gorokhovec/r/65-1-0-1600
Вокруг его центральной площади, вблизи главных магистралей формировался комплекс строений, причём многие из них — каменные, что сохранило их жизнь на века. По словам М. В. Вдовиченко, «и в жилой, и в церковной архитектуре Гороховца последняя четверть XVII в. отмечена… настоящим строительным бумом» [1] . Для состоятельных людей архитектура в этот период стала играть особенно важную роль в утверждении социального статуса и лидирующего положения в обществе.
Благодаря тому, что исторический центр не подвергался серьезной перестройке, и основные дороги также сохранены, или их изменения незначительны, мы имеем уникальную возможность мысленно реконструировать жизнь обитателей этих домов, пройти их путями — в храм, к соседям, в лавку или амбар, словом погрузиться в пространство «золотого века Гороховца».
В 1670-е годы в Гороховце было возведено первое каменное жилое здание: один из самых богатых купцов Семён Ершов построил для своей семьи двухэтажный дом. Место было выбрано не случайно — в центре, где проходила оживлённая торговая деятельность, почти на перекрестии главных улиц, рядом с городской площадью и недавно основанным Сретенским женским монастырём. Владение каменным зданием было престижным и продуманным вложением средств: оно обладало необходимыми представительскими характеристиками, подтверждающими высокое материальное положение хозяина и было наилучшим образом защищено от пожара. Большой, с окнами, украшенными затейливыми рельефными наличниками, вместе с двором этот дом стал доминантой для посадского пространства, выделялся своими объёмом и высотой среди окружавших его деревянных зданий. Внутри он выглядел, тем не менее, достаточно просто: «изба со связью» — с палатами слева и справа от сеней, что было традиционно для русской жилой архитектуры. Всем своим видом этот дом и теперь внушает чувство надёжности, устойчивости, благополучия. Отражая понимание своего создателя, делового человека второй половины XVII столетия, образа идеального представителя своего сословия.
Дом Ершова (Судоплатова). Так выглядели палаты в 1960-е годы. Фото из книги Гороховец — столица каменных палат России, https://russianold.ru/2020/11/08/gorokhovets-palaty-2/
Дом Ершова — Судоплатова, https://vladimirtravel.ru/attractions/dom-ershova-sudoplatova/
Дом Ершова (Судоплатова). Сохраненные своды в интерьере
https://russianold.ru/2020/11/08/gorokhovets-palaty-2/
Используя ту же схему планировки, в 1680 году Семён Никифорович поставил ещё один дом для своей семьи — трёхэтажный, у подножия Пужаловой горы. Его расположение на возвышении, на фоне одноэтажных построек сразу определяло особый статус хозяина, самого богатого человека в городе. В отличие от первой постройки Ершова, объём здания увеличен более в высоту, нежели в ширину. Благодаря парадному крыльцу с лестницей, ведущей на второй этаж, и расположенной над ним светёлкой, архитектурному образу добавлены определённая динамика и торжественность. Это уже дом безусловного лидера, хозяина состоятельного и деятельного, который при этом транслирует идею традиционного жизненного уклада как залога успеха. Но здесь ещё нет интенции коммуникативного выхода за пределы города. Мир Семёна Ершова — Гороховец и его пригород.
Дом Ершова-Сапожникова, https://www.klubok-ok.ru/Russia/Gorohovec.html
Интерьеры этого здания (теперь здесь, в Доме Ершова (Сапожникова) размещается Гороховецкий историко-архитектурный музей) максимально сохранены. (Рис. 10). Хозяин в жизни семьи придерживался устоявшегося и проверенного уклада. Пространство дома разделялось на жилую и рабочую зоны, определяя всему своё место и время. Первый и второй этажи были предназначены для работы, деловых встреч. Красная палата на втором этаже служила местом торжественных приёмов гостей. В своём исследовании А. А. Тиц упоминает о том, что в дореволюционные годы она «ещё сохраняла следы покраски. Её каменный свод, как это часто делалось в боярских хоромах, был расписан под небесный свод с солнцем и звёздами» [2] . Третий этаж изначально был деревянным. Личное пространство семьи, где находились спальни, для посторонних лиц было закрыто. Традиция строить верхний, «спальный» этаж из дерева связана исключительно с заботой о здоровье домочадцев: воздух в деревянном строении чище, летом в нём прохладно, а зимой — тепло.
Музей купечества, https://moriko-amaya.livejournal.com/308381.html
Это были не просто дома. Это — усадьбы, каждая со своим комплексом хозяйственных строений, закрытым двором. По своей структуре здешние усадьбы напоминали укрепленные з а мки с четким разделением: внутреннее пространство, «дом», «свое», «личное» и — «мир». Частная, интимная сторона бытия скрывалась от посторонних глаз. Внутренний деловой мир усадьбы (а купеческие предприятия были делом прежде всего семейным), в котором находились хозяйственные строения, был также спрятан от «непосвящённых» высоким тесовым забором и крепкими воротами, служившими также защитой от непрошенных гостей. Пройдёт немного времени, и этот мир будет постепенно открываться взору, когда значение внешней презентации своего достатка и положения станет более актуальным. А пока мы видим, как Семён Никифорович по-деловому и с достоинством обозначает свой статус и своё положение в обществе возведением основных городских архитектурных доминант, и строительство храмов здесь имеет особое значение. Пожертвования на строительство и обустройством храмов было свойственно не только русскому купечеству. И, на наш взгляд, мнение о том, что торговые люди таким образом замаливали свои грехи, выглядит несколько поверхностным и не отражающим истинное положение дел. Купеческое сословие было тем значимым социальным слоем, который крепко держался духовных традиций своей земли. Главной ценностью они почитали не деньги, а богатство называли «добром», обеспечивавшим продолжение рода, семьи. Поэтому поддерживали строго определенный веками порядок бытия: сохраняя баланс между мирским и священным. Регламентировано было общение с окружением — мы можем говорить о чётком соблюдении правил этикета в купеческой среде, которое нашло отражение в организации внутреннего пространства в жилых постройках представителей этого сословия.
Семён Никифорович Ершов действительно занимал видное положение в обществе, и не только в гороховецком, владел солодовнями, винокурнями, мельницами… В 1690 году он и его брат были приняты в гостиную сотню, а это говорит об их немалых заслугах в торговом деле и признании в высших кругах власти. И в то же время церковь в семье Ершовых занимала особое положение: некоторые члены рода стали в своё время схимниками, в том числе и родители купца. Поэтому храмовое строительство и богатые пожертвования на благоустройство церквей имело для Ершова значение дела не менее, а может быть, и более важного, чем его промышленные и торговые предприятия.
В 1679 году при его содействии возвели каменную одноглавую церковь Знамения Богородицы в Знаменском мужском монастыре на противоположном берегу Клязьмы.
Церковь Знамения Богородицы, https://autotravel.ru/otklik.php/1281
В 1680-х годах на средства Ершова были построены сразу три крупных и уже пятиглавых (в соответствии с недавними реформами патриарха Никона) каменных храма взамен деревянных. В Николаевском Троицком мужском монастыре на Пужаловой горе в 1689 году возвели двухэтажный Троице-Никольский собор. Это место, самое высокое в городе, было и остаётся одним из самых значимых в истории Гороховца. Изначально центр находился здесь, на Городище, и только в 17 столетии его роль перешла к посаду. Торжественный облик храма, тянувшегося вверх ступенчатым построением объёмов, дополняло открытое крыльцо с лестницей, ведущей во второй ярус.
Свято-Троицкий Никольский мужской монастырь, https://moriko-amaya.livejournal.com/308381.html
Почти одновременно с Троице-Никольским закончилось строительство изысканного, щедро декорированного собора в Сретенском женском монастыре, основанном незадолго до этого в центре посада.
Сретенский монастырь, https://www.klubok-ok.ru/Russia/Gorohovec.html
В эти же годы Ершов принимает участие в постройке одного из самых выразительных в плане силуэта зданий — каменной двухэтажной приходской Воскресенской церкви, рядом со своей второй усадьбой. А. В. Малышева в своей статье, посвящённой этому храму, пишет о нём как о составляющем «значимую часть исторической застройки города, которая и определяет неповторимый образ Гороховца» [3] . И далее, обращаясь к плану Гороховца 1771 года: «Воскресенский храм к этому времени являлся важным узлом городской структуры» [4] .
Церковь Воскресения Христова, https://gorokhovets.ru/turistu/chto-posmotret/monastyri-i-khramy/tserkov-voskreseniya-khristova.html
В 1700 году в центральной части города, на нижней береговой террасе реки Клязьмы был освящен величественный пятиглавый Благовещенский собор, также построенный на средства Семёна Ершова и созданный по образу Успенского собора Московского кремля. Он имеет четыре столба, что всегда встречается в храмовых сооружениях, выполненных по царскому заказу, и является признаком принадлежности к высшей иерархии средневековой церковной архитектуры. Исполнить такой заказ было великой честью и под силу только очень состоятельному человеку.
Благовещенский собор, https://autotravel.ru/otklik.php/6691
Все эти храмы являлись знаковыми в то время и выделялись на фоне общей застройки не только крупными объёмами и высотой (они видны из любой точки города, и, как особо важные объекты, запечатлены на сохранившихся планах Гороховца), но и своим положением и ролью в церковной жизни города.
М. В. Канаев и А. М. Салимов отмечают, что уже в первой трети XVII века городской храмовый ансамбль «являлся планировочным ядром гороховецкого посада и одним из основных градообразующих акцентов города» [5] . Если посмотреть на сохранившиеся планы Гороховца (самые ранние дошедшие до нас относятся к XVIII веку), то все эти постройки действительно являются композиционными доминантами, расположенными вблизи основных магистралей города или на них. Л. Д. Мазур в своих детальных исследованиях и реконструкциях ранних городских планов на основе архивных документов второй половины XVII столетия обращает внимание на то, что, к примеру, Благовещенский собор и Воскресенская церковь ещё до перестройки их Ершовым были расположены в важнейших точках городской структуры: собор — на центральной площади посада, церковь — у юго-западных ворот, обращенных к дороге на Москву, и являлись «архитектурными доминантами, визуально маркируя северную и южную границы центральной площади гороховецкого посада» [6] . На городском плане 1722 года главная артерия проходила мимо Благовещенского собора, Воскресенской церкви и далее — на юг, мимо Николаевского Троицкого монастыря — к Москве [7] . В условиях активизировавшегося строительства каменных зданий, С. Н. Ершов оставлял память о себе удивительным образом — основными сооружениями духовного назначения: это был в первую очередь ЕГО город, он был уже на века связан с его именем, которое в молитвах возносили в главных храмах Гороховца. Все они были расположены на дорогах и улицах, по которым Семён Никифорович ежедневно проходил или проезжал по своим торговым и частным делам. А это, в свою очередь, во многом определяло векторы передвижений для остальных жителей, активизировало динамику городской жизни. Фактически, он сформировал своё пространство внутри города, в котором нашли отражение его статус, его понимание своего места в этом мире, где в гармонии сосуществовали духовное и материальное.
Архитектурная деятельность в Гороховце во второй половине XVII века была тесно связана со сложными взаимоотношениями главных купеческих семей. М. В. Вдовиченко, ссылаясь на статью А. А. Тица, упоминает об обстоятельствах постройки собора как результате противостояния Ершовых и Опариных, которые немало средств вложили в обустройство Флоринцевой пустыни близ Гороховца. «Вначале… соперничество шло в плоскости строительства каменных палат, а потом перекинулось на церковные сооружения… Строительство Ершовыми каменного городского собора вполне укладывается в рамки архитектурного «ответа» на «вызов» ближайших соседей» [8] . Поэтому представляется весьма любопытным факт строительства Опариными своих палат рядом с Благовещенским собором, по времени примерно совпавшим с возведением этого грандиозного храма.
Дом Опарина. Фото Александры Шапиро, http://www.russiancity.ru/dbooks/d09e.htm
Дом Опарина. Опорные столбы крыльца. Фото Александры Шапиро, http://www.russiancity.ru/dbooks/d09e.htm
Двухэтажный дом Опарина (Селина) — сравнительно небольшой, с традиционной планировкой «в две связи», некогда был центром усадьбы. (Рис. 17-1, 17-2). Отличительным элементом этого здания является массивное и нарядное «красное крыльцо» со светёлкой над аркой, расположенное с противоположной стороны от собора, построенного Ершовым. Нет документов, объясняющих, почему вход был сделан именно здесь. Можно только предполагать, как возможный вариант, что это — своеобразное продолжение конфликта семей.
Вслед за Ершовым активную деятельность развернули братья Григорий и Иван Авдеевичи Ширяевы, купцы, также входившие в гостиную сотню. Приблизительно в 1690-м году Григорий Авдеевич, владевший винокуренными заводами, речными судами, построил жилой дом (палаты Ширяева (Шумилиных) на восточной стороне центральной площади, рядом со Сретенским монастырём, в котором спустя десять лет начал строительство каменной Сергиевской церкви. Это большое трехэтажное здание также было частью усадебного комплекса Ширяевых. Хозяин не изменял правилу разграничения деловой и частной сторон жизни семьи: первый этаж был отведён под хозяйственные помещения и кухню, второй — для парадных приёмов, а также здесь имелись комнаты для проживания в летний период, когда нет необходимости топить печи. Третий этаж изначально был деревянным и предназначался для проживания зимой. Со стороны площади здание имеет почти глухую стену. А вся красота главной постройки усадьбы открывается при входе во двор: границы внутреннего и внешнего миров соблюдены. И тем не менее, эта усадьба являет собой новый этап и в архитектурном, и в мировоззренческом планах. Здесь акцент смещается в презентационную сторону: хозяин, который в то же время являлся городским земским старостой, занимал видное место в деловой и общественной жизни города и региона, осуществлял правосудие, вёл торговую политику, должен был продемонстрировать знание и принятие новых светских стандартов этикета и поведения [9] .
Дом Ширяевых (Шумилиной). Крыльцо со светелкой. Фото И.Ф. Барщевского, 1883-1887 гг.
https://russianold.ru/2020/11/08/gorokhovets-palaty-2/
В парадном дворе усадьбы принимали гостей и партнёров, приезжавших на переговоры, заключения контрактов, торжественные встречи и праздники. Внутренний фасад дома поражал масштабом и богатством отделки, впечатление дополнялось большим парадным крыльцом, обращённым во двор открытыми арками. По мнению В. Коршунова, «основным смыслом архитектурно-художественной композиции комплекса являлось создание замкнутого, по возможности изолированного от остального города эффектного внутреннего пространства» [10] .
Дом Ширяевых (Шумилиной). Панорама с площади, https://russianold.ru/2020/11/08/gorokhovets-palaty-2/
Вероятно, разительный контраст глухого внешнего и нарядного внутреннего фасадов также имел значение для произведения восторженного впечатления на гостей, и был частью общей драматургии торжественных приёмов. Изменилось и отношение к интерьеру. В планировке второго этажа, предназначенного для встреч и праздников, впервые в регионе использован анфиладный принцип планировки. Это существенный шаг в истории купеческого домостроения, сближавший его с традициями дворцовой архитектуры. Новым элементом была и пристроенная в восточной части и изолированная от остальных помещений Столовая палата, к сожалению, не сохранившаяся до наших дней. По мнению А. А. Тица и В. Коршунова эти нововведения характерны для каменных жилых строений дворцового типа и могли быть заимствованы Г. Ширяевым во время его поездок в Москву по делам Гостиной сотни [11] .
Таким образом, мы имеем уникальную возможность увидеть, как в течение короткого отрезка времени в рамках одного городского ансамбля происходило развитие архитектурных форм, отражавшее динамику эволюции идеалов и мировоззрения на примере представителей не просто одного сословия, но равных друг другу по статусу.
Ширяевы выделяли средства и на строительство каменных храмов: на средства Григория Авдеевича рядом с его домом в начале XVIII века была построена Сергиевская церковь, ранее, в конце XVII столетия, была возведена церковь Покрова в Николаевском Троицком монастыре, а на деньги его брата Ивана там же в 1710-х годах — церковь Иоанна Лествичника (рис. 22) и Трапезная палата. Но эти пожертвования воспринимаются скорее, как личный акт, нежели утверждение себя в пространстве города. Происходили качественные изменения в способах представления себя обществу. Возможно, Ширяевы ощущали себя по большей части связанными не с одним регионом, а со страной в целом, и не стремились к «архитектурному доминированию» в родном городе. Новая деловая жизнь промышленников диктовала другие ритмы и другие стандарты самовыражения.
Церковь Иоанна Лествичника в Никольском монастыре, https://moriko-amaya.livejournal.com/308381.html
В последующие столетия сменялись владельцы этих палат, неизбежные изменения входили в жизнь места, которое некогда было средоточием предпринимательской мысли. Новые поколения купцов выстроили свои дома, которые, к счастью, пусть не все, но дожили до наших дней и дали возможность глубже узнавать мир этого удивительного, сложного, богатого во всех смыслах сословия — купечества.
Натали ЛАМОНТ
На верхнем фото: Панорама Гороховца, https://ria.ru/20230905/gorokhovets-1894144901.html
Автор выражает благодарность за помощь в подборе материалов историку и краеведу А. И. Анкудинову (г. Гороховец).
Литература:
Андреев Н. И., Скворцов А. И. Гороховец: Ист.-краевед. очерк. Ярославль: Верхн.- Волж. кн. изд-во, 1988.
Анкудинов А. И. Гороховец — столица каменных палат России. — Гороховец: ГБУК ВО ГИАМ, 2018.
Волошинов А. В., Лосин Д. О. Купеческая архитектура и культурный облик современного провинциального города. // Вестник СТГУ. 2011. № 2 (55). Выпуск 1. С. 207-214.
Гороховец и земли Окско-Клязьминского междуречья в XII — XVII вв.: история и археология. Материалы научной конференции. М.: ИА РАН, 2017.
Зодчество Гороховца по материалам историко-архитектурных и реставрационных исследований. Сборник статей. Составитель и ответственный редактор А.М. Салимов. Гороховец-Москва-Тверь — Тверь: Издатель Алексей Ушаков, 2017.
Лернер Л. А. Пространство повседневности русского купечества в XIX веке. // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 57. С. 204-210.
Тиц А. А. Каменное посадское жилище на Руси в XVII в. // Жилищное строительство. № 7. М., 1969.
Тиц А. А. Русское каменное зодчество XVII века. — М., 1966.
Ссылки:
[1] Вдовиченко М. В. Каменная архитектура Гороховца XVII века: типологический анализ и вопросы стиля. В кн.: Гороховец и земли Окско-Клязьминского междуречья в XII-XVII вв. — М., 2017. С. 134.
[2] Тиц А. А. По окраинным землям Владимирским. — М., 1969. С. 111.
[3] Малышева А. В. Воскресенская церковь в Гороховце. В кн.: Зодчество Гороховца по материалам историко-архитектурных и реставрационных исследований. Сб. статей. Сост. и отв. редактор А.М. Салимов. Гороховец-Москва-Тверь — Тверь, 2017 , С. 111.
[4] Там же. С. 113.
[5] Канаев М.Б., Салимов А.М. Соборный комплекс Гороховца. В кн.: Зодчество Гороховца… С. 72.
[6] Мазур Л.Д. Градостроительная эволюция Гороховца в преддверии каменного строительства (1600 — 1686-й годы). В кн.: Гороховец и земли… С. 107.
[7] См.: Мазур Л.Д. Гороховец по «абрису» 1722 года. В кн.: Зодчество Гороховца… С. 24-25.
[8] См. также: Тиц А. А. Каменное посадское жилище на Руси в XVII в. // Жилищное строительство. № 7. М., 1969. С. 23 — 25.
[9] См: Коршунов В.Ф. Палаты Ширяева (Шумилиных) в городе Гороховце по материалам исследований 2017 года. В кн.:.Зодчество Гороховца… С. 186 и Андреев Н. И., Скворцов А. И. Гороховец: Ист.-краевед. очерк. Ярославль, 1988. Сс. 73
[10] Коршунов В. Там же.
[11] См.: Тиц А. А. Русское каменное зодчество XVII века. — М., 1966, с. 147; В. Коршунов, с.187.
Последние новости
Под Гатчиной заметили аиста
Аисты прилетели! Жители Гатчинского округа делятся радостными новостями. Символы семейного счастья и мира приближают весну вместе с грачами.
День подводного флота России отметили в Гатчине
Сухопутный город с морской душой отметил 19 марта День подводного флота России.
Неделя детской книги: «История с продолжением»
Со 2 по 10 апреля Детская библиотека г. Гатчины приглашает на свой главный литературный праздник – Неделю детской книги.

Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований