Воспитатель детского дома Татьяна Иванова: «У нас всё по-домашнему»

В русском языке слово «дом» имеет множество значений. Это и тёплый огонь в печи родительского дома, и маленькая квартира в многоэтажке, и огромная страна Россия, наша общая обитель.

В русском языке слово «дом» имеет множество значений. Это и тёплый огонь в печи родительского дома, и маленькая квартира в многоэтажке, и огромная страна Россия, наша общая обитель. Но стоит к слову «дом» добавить прилагательное «детский», как тепло постепенно уходит. Обаяние домашнего очага исчезает. «Детский дом» воспринимается в массовом сознании как приют беды и несчастья. Откуда в России берутся бездомные дети, почему эта проблема не исчезает, как попробовать её всё же решить? За ответом на эти сложные вопросы мы отправились в посёлок Сиверский Гатчинского района – в Сиверский ресурсный центр по содействию семейному устройству, где побеседовали с воспитателем Татьяной Васильевной Ивановой.

Тишина

Утренняя Сиверская окутана туманом и тишиной. Серое кирпичное трёхэтажное здание на улице Красной. Охранник на входе тщательно проверяет документы, проводит меня к кабинету заместителя директора по воспитательной работе Светланы Геннадьевны Ляшенко. В коридорах здания царит та же тишина, что и на улице.

- А где дети, почему так тихо? – спрашиваю у охранника.

- Они сейчас в школе, вернутся домой часам к двум. Тогда о тишине придётся забыть.

- Домой?

- Для них центр и есть дом. Как же иначе? Здесь так принято называть наше учреждение.

Впоследствии слово «дом» я ещё не раз услышу от работников центра и детей. Человеку нельзя жить без дома, особенно ребёнку. Если уж они лишены родительского очага, то сотрудники центра делают всё, чтобы их воспитанники воспринимали место своего проживания как собственный уютный и безопасный дом. В кабинете Светланы Ляшенко неожиданная сцена. Маленький мальчик, явно стесняясь, принимает подарки от двух воспитательниц.

- Ярик, сколько тебе лет сегодня исполнилось?

- Девять, - неуверенно отвечает ребёнок.

- Вот тебе такая красивая коробочка, посмотри, что там внутри.

Именинник торопливо развязывает ленточку. За стёклами очков блестят любопытством глаза. Внутри – конструктор и плюшевая игрушка.

- Медвежонок! – радостно кричит мальчик, прижимает к груди плюшевого медведя.

- С днём рождения, Ярослав! Вот тебе ещё тортик. Отнесёшь в группу. Когда ребята вернутся из школы, угостишь друзей. Ярик, ты стал совсем взрослым, обещай, что в будущем году научишься правильно выговаривать слова.

Мальчик торопливо кивает головой. Ему явно не терпится поскорее заняться конструктором, поиграть с медвежонком.

Когда дверь за именинником и воспитательницами закрывается, улыбка сходит с лица заместителя директора по воспитательной работе.

- И таких у нас - 65 человек. Каждому мы должны дать ощущение семейного тепла и заботы. Есть среди них с такими биографиями, что рассказывать не хочется. Пережили в своем крохотном возрасте больше, чем многие наши воспитатели. Встречаются очень трудные дети, но мы стараемся каждому уделять равное внимание.

Героиня нашего сегодняшнего интервью Татьяна Иванова искренне удивлена вниманием прессы к себе.

- У нас в детском доме много очень достойных воспитателей. Я – просто одна из них.

- У вас большой стаж работы, знак «Отличник народного просвещения», другие награды.

- И грамот много, и дипломов, - подхватывает собеседница, - но ведь не в них же дело, особенно, когда речь идёт о работе с детьми. 

Татьяна Иванова говорит вполне серьёзно, только в уголках губ едва заметна лёгкая улыбка. В течение всего нашего разговора она иногда иронична и насмешлива, иногда способна не на шутку разозлиться, особенно, когда речь заходит о сложных проблемах воспитанников, но чаще всего Татьяна Васильевна рассказывает о своей работе с доброй и светлой улыбкой.

- Что для вас семья, дом?

- Знаете, в памяти с детства, особенно самого раннего, остаются своеобразные вспышки воспоминаний. Семья для меня ассоциируется с одним из таких воспоминаний. Мы - папа, мама, брат и я - укладываем дрова в поленницу. Деревенский дом, привезли дрова, их надо уложить. Встали в цепочку, передаём друг другу поленья, папа их укладывает. Это и есть семья. Совместная работа, совместные праздники.

- Кто ваши родители? Расскажите немного о себе.

- Родилась я в Сиверской. Коренная, местная. Родители оба воевали. Мама в партизанском отряде здесь, под Ленинградом. Папа заканчивал войну на Западной Украине. Сражался с теми, с кем и сегодня мы воюем. Окончила здесь школу, пыталась поступить на философский факультет в Ленинградский университет им. Жданова. Не удалось поступить.

- Юная девушка пытается стать философом. Не часто такое встретишь.

- Я тогда, наверное, и сама толком не понимала, чего хочу. Очень любила читать, размышлять над прочитанным. Подумалось, что это и есть философское призвание. Только когда поступила в педагогическое училище, началась практика в детском саду, поняла, что главное моё призвание - работа с детьми. Мне хорошо с ними, надеюсь, и им со мной.

- Но всё же, педагогику вы не случайно выбрали?

- До замужества я работала в Гатчине. В НИИ «Электронстандарт». Гравёром. Размещались мы прямо во дворце. Работали на военную отрасль. Думаю, и сегодня нельзя рассказывать об этом.

- Ох, и любите вы секреты, Татьяна Васильевна!

- Никаких секретов. Просто не очень люблю о своей личной жизни говорить. Муж, дочка - всё обычно. Прожили с мужем, Михаилом, больше пятидесяти лет. Недавно «золотую» свадьбу отмечали.

- Любите его?

- Ну а как же? Попробуйте полвека с человеком бок о бок без любви прожить.

А тогда я училась и параллельно работала. У нас уже родилась дочка. Сейчас по уходу за ребёнком можно и три года не работать, но тогда строго. Год, и нужно искать работу. Пришла в детский сад. Там как раз место освободилось. Меня взяли.

- Говорят, с детьми, особенно, когда их много, сложно сладить. Кричат, капризничают…

- Не можешь сладить - не ходи. Ищи себе другое место в жизни, если с детьми трудно. Мне как-то легко всё давалось. Пришла, их тридцать человек. Смотрят на меня, я на них. Села, начала рассказывать сказку. Тогда по радио часто передавали сказки. Помните, может быть: «Здравствуй, дружок, я расскажу тебе сказку». Я что-то вспомню, что-то сама присочиню. Опять же, семейный опыт. Пока мы с братом были маленькими, папа обязательно рассказывал нам перед сном сказки. Сидит усталый после работы, глаза слипаются, но рассказывает. Мы потихоньку засыпаем. И что ещё очень важно, коллектив там, в детском саду на Республиканской, был хороший. Приняли меня доброжелательно, подсказывали, помогали. Двадцать лет отработала на одном месте. Но потом началась очередная реорганизация в детских учреждениях, у нас отобрали территорию, потом садик расформировали, перевели, точнее, в другое место. И я решила попробовать себя в новой роли.       

 

«Недосмотренные»

- Когда вы после детского садика перешли сюда, бросилась ли в глаза разница между «домашними» детьми и здешними воспитанниками?

- Нет, вы знаете, особой разницы я не заметила. Наши воспитанники почти ничем не отличаются от детей из обычных семей. Разве что, я бы сказала, они недосмотренные какие-то.

- Недосмотренные?

- Да. Им не хватало родительской заботы, внимания и ласки. Запущенные. Наша задача как можно быстрее привести их в нормальное состояние.

- Детский дом в Сиверской образовался ещё в 1945-м. Тогда было понятно – война, безотцовщина. Какова главная причина появления сирот сегодня?

- Причина проста. В подавляющем большинстве случаев – алкоголь. Наркотики, конечно, тоже случаются, но, в основном, банальная водка. Постепенно личность меняется, всё в жизни, кроме алкоголя, даже дети, уходит на второй план. Когда дело заходит совсем далеко, из школы или от соседей поступают сигналы в социальные службы. Бывают случаи, когда сами дети приходят в органы опеки, просят, чтобы их забрали в детский дом, потому что проживание в семье становится невыносимым. Производится проверка, если ситуация совсем запущена, суд принимает решение о лишении отца и матери родительских прав.

- После такого решения общение родителей с ребёнком становится ограниченным?

- Чаще всего, никакого общения. Всё. У ребёнка начинается новая жизнь.

- Но дети ведь скучают по своим отцам-матерям?

- Есть семьи, из которых ребёнок вырвется и вспоминает прежнюю жизнь, как страшный сон. Но в большинстве случаев, конечно, скучают, любят своих непутёвых родителей. Многим бы детишкам из так называемых «благополучных» семей такую любовь и привязанность, как этим. Как бы они вели себя, если бы оставались в семье, трудно сказать. Но на расстоянии - да, скучают. Никто не заменит ребёнку родную маму. У всех здесь одна мечта: чтобы были мама и папа. С другой стороны, родители, если уж случилась такая беда, тебя лишили родительских прав, не можешь без своего ребёнка ни есть, ни спать, то хотя бы вспоминай о нём. Даже если общение запрещено, хоть за забором постой.

- Бывает такое?

- Очень редко.

- Технически, если человека лишили родительских прав, он может в перспективе вернуть ребёнка, восстановить семью?

- Конечно. Если человек не пьёт, есть жильё, работа, его положительно характеризуют социальные службы, то почему нет? Нужно приложить определённые усилия, категорически поменять свою жизнь, и тогда всё возможно.

- На вашей памяти, за двадцать с лишним лет работы бывали такие случаи?

- Не припомню. Это надо у руководства спрашивать, у них полная статистика, но я не помню о таких случаях.

Долго молчим. Тишину в помещении нарушает размеренный гул пылесоса и стиральной машины. Пока дети на учёбе, помощница воспитателя убирается в комнатах воспитанников, стирает бельё.

- Сколько у вас воспитанников в группе?   

- Тринадцать человек. У нас группы смешанные. Маленькие детки и постарше.

- Конфликты не возникают? Что-то вроде дедовщины?

- Нет, наоборот. Старшие любят маленьких, присматривают за ними, заботятся. Как и в любой, так называемой «нормальной» семье. Бывают ситуации, когда к нам приходят достаточно взрослые дети из неблагополучных семей. Приносят с собой негативный опыт. Сквернословие, например. От них приходится на первых порах маленьких ограждать. Пока не объясним новенькому наши правила поведения дома. У нас здесь, если вы заметили, всё по-домашнему. Иногда к нашим деткам приходят в гости их друзья из обычной школы. Удивляются, как у нас здесь хорошо! Не у многих дома, с родителями, такие условия жизни, как у нас здесь.

- Расскажите о распорядке местной жизни.

- В семь утра подъём.

- Это звонок какой-то или, как в армии, вы командуете: «Подъём!»

- Нет, что вы. Сначала тихонько заглядываешь в комнату: «Ребята, доброе утро, вставайте». Дверь закроешь. Уже знаешь, кто любит, чтобы двери были открыты, кто нет. Это всё психология, тонкости. Кто-то любит поспать, тянет до последнего, кто-то, в основном, девочки, встают сразу. Им же перед школой нужно привести себя в порядок, сделать причёски, хорошо выглядеть. Процесс этот не быстрый. Потом в половине восьмого первый завтрак в общей столовой. И в школу. Кто учится в коррекционной школе - идёт пешком, тут рядышком, кто в общеобразовательной, второй - едут на автобусе. Всё это под наблюдением воспитателей, разумеется. В школу им с собой даётся второй завтрак. Фрукты разные и прочее. Но их ещё и в школе кормят. У нас со школами заключены договора. Возвращаются – обед.

- Получается, что они у вас только тем и занимаются, что едят!

- А что вы смеётесь? Ребёнок должен хорошо питаться. Потом у нас полдник в четыре часа. Запеканка, фрукты, сладости. Вы угощайтесь, кстати, – шоколадки, печенье. Сейчас, в связи с новогодними праздниками их хоть отбавляй. Сами закупаем, спонсоры многочисленные помогают. Дети делают домашние задания, играют, в половине седьмого ужин и в девять отбой.

- Мы сейчас с вами сидим на кухне. Дети могут сами себе что-то приготовить?

- Чай сделать, разогреть что-то в микроволновке - конечно. Но по-настоящему учатся они готовить в кабинете кулинарии. Там и плита настоящая, продукты. Под наблюдением преподавателя учатся варить, печь, в общем, готовим их к взрослой жизни. Дети, кстати, очень любят такие занятия.

- Простите, может быть, очень личный вопрос. Случалось такое, чтобы ребёнка вы особо выделяли и хотели усыновить. Или ребёнок как-то по-особенному тянулся к вам, называл мамой? Сердце ведь вздрагивало?

- Вздрагивало, конечно. Без сердца здесь вообще невозможно работать. Но для нас, воспитателей, главное правило - никого из детей не выделять. Всем должно одинаково доставаться любви и внимания. Ни в коем случае нельзя вызывать ревность и обиду. Им и так в жизни досталось немало. А насчёт усыновления воспитателями… Редко, но бывает. Однако мы стараемся это не афишировать. 

 

Детские дома не нужны?

- Нередко в прессе, да и в частных разговорах можно услышать, что процесс усыновления у нас в стране излишне забюрократизирован, очень сложен. Может быть, нужно его упростить, и тогда вырастет количество приёмных семей? В перспективе, если помечтать, детские дома совсем исчезнут.

- Это, разве что, если помечтать. Количество усыновлений и так растёт, во всяком случае, по сравнению с началом 2000-х. А сложности? Это хорошо, что их много. У человека есть время подумать над своим решением. К сожалению, нередко случается так, что приёмные родители, принимая в семью ребёнка, решают свои собственные проблемы, но не проблемы маленького человека. Ребёнок - не игрушка, а личность. Нередко с очень большим негативным опытом и сложным характером. Хорошо, если ребёнок ласковый, послушный, но нередко попадаются дети весьма ершистые. Как его правильно воспитать? Жизнь положить надо на этого ребёнка. Все ли приёмные родители к этому готовы?

У нас здесь много сложных детей, но плохих нет. Не бывает плохих детей. Если ребёнок агрессивен, то нужно понимать, что его агрессивность объясняется просто. Он так выживал в семье и на улице. Большой и трудный путь нужно пройти с ним, прежде чем ребёнок вернётся в нормальное состояние. Не все готовы к этому пути. Отсюда и очень тяжёлые ситуации, когда ребёнка из приёмной семьи возвращают обратно в детский дом. Получается, он дважды предан взрослыми людьми. Сначала родными мамой с папой, потом приёмными.

Вообще, это представление, что ребёнку в новой семье однозначно лучше, чем в детдоме, мне кажется ошибочным. У нас государство берёт на себя всю заботу о нём. Безопасность, питание, обучение, перспективы. Творческое развитие - посмотрите, сколько у нас кружков и спортивных секций. Пение, рисование, вязание и так далее. И всё бесплатно. Сможет ли приёмная семья так организовать его жизнь, ещё вопрос. Действительно, некоторое время назад очень популярна была эта тема - добиться того, чтобы все детские дома были закрыты. Я даже помню репортаж на телевидении, откуда-то из глухой провинции, что вот, мол, последних воспитанников разобрали к себе в семьи работники детского дома, и он закрылся. Радостный такой, бодрый репортаж. Отчитались. Ну, а когда из приёмных семей детей начнут возвращать, куда им податься? Заново открывать детский дом?

- Тем не менее, говорят же, что на Кавказе, скажем, проблемы сирот не существует в принципе.

- Там по-другому жизнь устроена. Они веками живут на одном месте, большими родовыми общинами. У нас же всё перемешано. Сколько народу покинули свои края, переехали по тем или иным причинам на новое место. Особенно в годы советской власти. Рядом никого из родных, ни бабушки, ни дедушки. Ещё нужно учитывать, что не каждому дано умение работать с детьми, любить их. Со своими, родными, всё более-менее понятно. Да и то, сколько конфликтов в обычных семьях. А с приёмными, пусть даже они родственники, в тысячу раз сложнее. Так что, хотим мы того или нет, детские дома ещё долго будут у нас необходимы.

- Огромная проблема - это жизнь ваших воспитанников после детского дома. Здесь они, как у Христа за пазухой, как говорится, но там, на свободе, многие теряются.

- Есть такая проблема. Для того и создана программа постинтерната, то есть сопровождение наших выпускников во взрослой жизни. Но об этом вам лучше поговорить со специалистами, с той же Светланой Геннадьевной Ляшенко, с другими людьми.

- А вы, Татьяна Васильевна, долго ещё планируете работать?

- Дал бы Бог здоровья. Пока дети радуются, что я прихожу к ним, ещё поработаю. Мне просто очень нравится это дело.     

 

Андрей Павленко

P.S. Благодарим за помощь в организации встречи с воспитателями и воспитанниками детского дома директора Анастасию Михайловну Власову и заместителя директора по воспитательной работе Светлану Геннадьевну Ляшенко.

 

Последние новости

Обращение Губернатора Ленобласти по случаю Дня России

Обращение Губернатора Ленинградской области Уважаемые жители Ленинградской области!

«Нет края на свете красивей...»

Уважаемые жители Ленинградской области! Дорогие друзья! Поздравляю вас с главным государственным праздником страны – Днем России!

Поздравляем с Днём России!

Поздравляем с Днем России! Наша страна - это преемственность поколений, крепкие традиции, семейные ценности, взаимная поддержка и любовь.

Card image

В мире современного строительства и производства металлопрокат играет ключевую роль

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *