В театре «На Литейном» смотрят… сны
«Считается, что спать в театре неприлично. Но у нас же лаборатория, мы позволяем себе делать странные вещи»: премьера спектакля «Тихий час» в театре «На Литейном».
«Считается, что спать в театре неприлично. Но у нас же лаборатория, мы позволяем себе делать странные вещи»: премьера спектакля «Тихий час» в театре «На Литейном».
22 – 23 февраля в театре «На Литейном» прошли первые показы спектакля «Тихий час», созданного совместно глухими и слышащими артистами. Во время представления зрители прогуливались по театру, танцевали с актёрами, спали в партере и подглядывали в чужие сны.
«Тихий час» — это экспериментальная инклюзивная театральная постановка режиссёров Екатерины Мигицко и Бориса Павловича, коллективное сочинение лаборатории «ГАП», в которой принимают участие глухие актёры «У ТЕАТРа» и слышащие артисты театра «На Литейном». Спектакль представлен как «прогулка по театру», во время которой зрители могут свободно взаимодействовать с актёрами, танцевать, разговаривать и даже спать. Именно сон и стал темой нового инклюзивного проекта, созданного не только для глухих и слабослышащих, но для всякого, кто готов проявить искренний интерес и желание понять другого человека.
Во время спектакля царит дружественная, благоприятная атмосфера. Возникает прекрасный момент гармонии и единения, когда слышащие, глухие и слабослышащие люди не просто находятся в одном помещении, но общаются, смеются, плачут, делятся впечатлениями, самыми яркими чувствами и эмоциями. Актёры взаимодействуют со зрителями, спрашивают посетителей о снах и ассоциациях, возникающих от ночных сновидений, люди прогуливаются по коридорам и помещениям театра «На Литейном», заглядывают в буфет и смотрят спектакль со сцены, пока артисты разыгрывают эпизоды из собственных снов прямо в зрительном зале. Кому-то снится бескрайнее синее море и шум прибоя, кто-то во сне встречает ушедших родных. Как можно было догадаться, многим актерам снится один и тот же кошмар, как они выходят на сцену, совершенно не зная текста.
Самое главное — во сне слышащие и глухие люди ощущают мир одинаково: в мире снов глухие впервые различают голоса и музыку, звуки природы, завывания ветра, грохочущий водопад, звон бокалов; слышащие внезапно обретают способность понимать жестовый язык и читать мысли собеседника.
Несмотря на сложность выбранной темы и важной социальной направленности проекта, совершенно отсутствуют напряжение и неловкость, а два часа спектакля проходят быстро, легко и естественно. Под конец представления зритель будто сближается с актёрами, становится им близким другом, и такая проблема, как языковой барьер, непонимание жестового или вербального языка просто перестаёт существовать.
Мари, одна из глухих зрительниц, поделилась впечатлениями от просмотра спектакля. Она считает, что сны, рассказы о них с помощью творческой театральной практики способны объединить миры слышащих и глухих.
— Тема и сюжет спектакля очень сильно откликнулись в моей душе. Сны — это тонкая нить, соединяющая миры глухих и слышащих людей. В сновидениях не существует языкового барьера, непонимания и ограничений: ты можешь абсолютно всё. Во время представления я пережила множество ярких, незабываемых эмоций: восторг, радость и глубокую печаль, хотелось плакать и смеяться одновременно. Я как будто увидела и попала в самые волшебные, таинственные сны. Актёры отлично справились с поставленной задачей — происходящее на сцене было настолько правдоподобно, что в голову закрадывались сомнения: не сплю ли я на самом деле? — рассказала Мари.
Важно упомянуть, что спектакль «Тихий час» — не единичный случай создания инклюзивной постановки. «У ТЕАТР» — первый в Санкт-Петербурге профессиональный театр, где играют глухие и слабослышащие актёры. Это коллектив из пяти артистов, во главе с режиссёром Екатериной Мигицко, плодотворно исследующий тему адаптации и интеграции глухих и слабослышащих людей в театральную сферу, в мир искусства, творчества и коммуникаций с обществом. За два года существования творческого коллектива «У ТЕАТР» состоялись показы нескольких инклюзивных спектаклей: помимо «Тихого часа», коллектив сыграл документальный спектакль «Как это сказать», литературную композицию по рассказам Александра Вампилова «Танцплощадка», иммерсивный спектакль на русском жестовом языке по выставочному проекту «Город-герой Ленинград».
Осенью 2024 года инклюзивная профессиональная лаборатория «ГАП» объединила артистов двух театров — Театра «На Литейном» и коллектива
«У ТЕАТР». Название лаборатории напрямую связано с культурно-социальной деятельностью актёров, поскольку «гап» — это понятие, которое на русском жестовом языке означает «я буду». Жест «гап» напоминает дельфина, разрезающего своим телом морскую волну. Проект «ГАП» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Несомненно, что ни один список успехов и достижений не олицетворяет истинное положение вещей в полной мере. Насколько этот проект целесообразен, почему он важен и способен ли он по-настоящему помочь людям интегрироваться в общество, обрести уверенность и свободу, дать опору — об этом могут судить зрители спектакля, его создатели и время. Зрители, в особенности — глухие и слабослышащие, имеющие собственный уникальный опыт, способны поделиться искренними впечатлениями и эмоциями от посещения спектакля. А создательница проекта, режиссёр постановки «Тихий час» и руководитель профессиональной актёрской труппы «У ТЕАТР» Екатерина Мигицко ответила на вопросы, затрагивающие тему создания инклюзивного проекта, адаптации глухих артистов и ближайшего будущего спектакля.
Екатерина Мигицко (слева)
— Как возникла идея сотрудничества двух театров?
— «У ТЕАТР» — профессиональный коллектив из пяти человек, глухих молодых артистов, которые окончили Российскую государственную специализированную академию искусств в Москве и приехали работать и играть спектакли в Санкт-Петербурге. Я давно работаю с этими актёрами и всегда думала об инклюзивном проекте. Долгое время не было возможности для создания подобной лаборатории, не было достаточных ресурсов и понимания, с чего начать реализацию такой сложной, но важной задачи. Благодаря поддержке коллег, участию режиссёра Бориса Павловича и художественного руководителя театра «На Литейном» Сергея Морозова, осенью 2024 года мы смогли организовать лабораторию «ГАП».
— Как создавался спектакль «Тихий час»? Как шла работа над постановкой?
— «Тихий час» — это коллективное сочинение, созданное в рамках лаборатории «ГАП». «Тихий час» стал нашим первым совместным со слышащими актёрами спектаклем, главная цель которого — объединить миры глухих и слышащих людей с помощью искусства, театра и творческих практик. Мы начинали с чистого листа, у нас было только несколько набросков тем и размышлений, что может связывать людей из двух разных миров, говорящих на абсолютно разных языках — вербальном и жестовом. Несомненно, нас объединяет многое — любимые фильмы, музыка, мечты, воспоминания. А ещё нас связывают сны. Мы видим их каждую ночь, и в них проявляются все самые честные и яркие чувства и эмоции. Таким образом, потихонечку, на ощупь, мы отыскали тему спектакля. Это был непростой опыт, но работа над постановкой шла постепенно и естественно, благодаря эмоциональной открытости артистов, их дружелюбности и готовности трудиться.
— Что помогает глухим и слышащим артистам взаимодействовать на одной сцене? Не возникает ли проблем с языковым барьером и пониманием друг друга?
— Во время подготовки спектакля на репетициях царила спокойная и доброжелательная атмосфера. На всех тренингах и показах присутствовал сурдопереводчик, который помогал наладить контакт между артистами и режиссёром, поэтому все чувствовали себя спокойно и свободно. Впоследствии, глухие артисты «У ТЕАТРа» смогли обучить некоторым жестовым знакам режиссёра Бориса Павловича и слышащих актёров. Многие из них с радостью и интересом изучали новый для себя язык, что тоже помогло в работе на одной сцене слышащим и глухим артистам.
— Что значит для глухих и слабослышащих людей жестовый язык, сложно ли ему обучиться?
— Языковой фактор — важная часть адаптации глухих и слабослышащих людей, их интеграции в обществе. Мы не можем игнорировать языковой барьер и несовпадение слышащих и глухих людей, поскольку глухие и слабослышащие имеют собственный уникальный жестовый язык, которым они владеют в совершенстве, на котором им комфортнее общаться. К сожалению, не вся социальная среда к этому приспособлена: например, глухие вынуждены общаться речью, несмотря на внутренний дискомфорт, в школах, университетах, в разных социальных группах. Многие люди общаются исключительно голосом, что также затрудняет коммуникацию глухих и слышащих людей. Тем не менее, мы можем сделать первый шаг, пойти на компромисс. Глухой или слабослышащий человек откроет приложение для заметок, начнёт с тобой переписку. Ты, в свою очередь, проявишь интерес, поднимешь руки и начнёшь постепенно учить жестовую азбуку, начнёшь складывать слова из букв, потом освоишь некоторые жесты. Как и при изучении любого другого языка, важны желание и практика. Нет ничего невозможного. Я, например, выучила жестовый язык во время работы в академии, никаких специальных курсов не оканчивала.
— Тяжело ли адаптировать глухих и слабослышащих людей в профессиональной деятельности? Куда может обратиться человек, планирующий заниматься искусством, театром, музыкой или режиссурой?
— На самом деле, глухим и слабослышащим людям сложно получить высшее или среднее образование и реализовать себя в профессиональной деятельности. Слишком мало вариантов для поступления. Тем не менее, существует ряд учреждений, дающих такую возможность. Например, в Павловске работает Межрегиональный центр реабилитации. Этот колледж специализируется на подготовке студентов с проблемами слуха в области сурдокоммуникации, дизайна, социально-культурной деятельности.
Высшее образование по техническим специальностям глухой человек может получить в Москве: например, в университете им. Н. Э. Баумана, где на каждом факультете присутствуют переводчики жестового языка. Наконец, в Москве существует Российская государственная специализированная академия искусств. Это инклюзивный вуз в России, который более тридцати лет готовит специалистов, в том числе, с ограниченными возможностями здоровья, в области инструментального и вокального исполнительства, изобразительных искусств, театрального искусства и музыкальной звукорежиссуры. Я много лет работаю в этой академии педагогом, артисты «У ТЕАТРа» получили там актёрское образование.
— Спектакль особенный не только форматом и жанром, но и музыкальным сопровождением. Аудиальное художественное оформление играет важную роль. Как воспринимают музыку глухие и слабослышащие люди? Не является ли это упущением спектакля, который позиционируется как инклюзивный проект?
— Нет, поскольку музыка полноправно существует в мире глухих и слабослышащих. Она принимает немного другую форму, и отличается от музыки мира слышащих людей; существует, как будто, внутри человека, внутри его тела, в сложных колебаниях и вибрациях. Но самое главное:
у музыки глухих и слабослышащих людей тонкое чувственное начало. Именно поэтому, когда артисты театра «На Литейном» поют во время спектакля, глухие актёры исполняют поэтический перевод песни на жестовом языке. Поэзия — это тоже музыка. Во время других музыкальных сцен глухие и слабослышащие люди ощущают вибрацию звуковых волн — из-за обострения других чувств, они воспринимают их гораздо ярче, чем остальные посетители театра. Можно сказать, что «Тихий час» в полной мере адаптирован под чувственное восприятие глухих и слабослышащих.
— Создание инклюзивной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья — это непростая история. Как Вы считаете, что необходимо для хорошего, целесообразного проекта в этой области?
— В современном мире, в мире искусства и массовой культуры всё чаще стали говорить о создании инклюзивной среды. Это непростое дело, в первую очередь, требующее искреннего желания улучшить качество жизни человека. Многие люди не знают, как корректно и грамотно говорить на эту тему, реализовать же настоящий инклюзивный проект — сверхзадача, пугающая своими масштабами. К сожалению, многие организации сейчас вынуждены делать инклюзию — по такому принципу создано множество мероприятий в музеях, театрах и кинотеатрах. Как правило, ничего хорошего из этого не получается. Бо́льшая часть ошибок в попытке создать инклюзивную среду совершаются из страха, неуверенности и незнания специалистов. Отсюда возникает неизбежное напряжение. Важно показать, что нет ничего сложного и страшного в честном и открытом диалоге с людьми, имеющими ограничения возможностей здоровья. Это прекрасные, добрые люди, очень эмпатичные и понимающие, которые нуждаются не просто в адаптации на уровне базовых потребностей, но в эмоционально-здоровой среде. Поэтому, мне кажется, спектакль «Тихий час» может стать символом, «открытым уроком» качественной инклюзии.
Где не страшно, где интересно, увлекательно — сквозит нежностью и любовью. Мы создали нечто настоящее, идущее от сердца, и зрителю трудно остаться равнодушным.
— Для какой аудитории создан спектакль «Тихий час»? Какому зрителю он будет наиболее интересен?
— Спектакль «Тихий час» создан для всех. Не только для глухих и слабослышащих людей — не зря в спектакле по-доброму и смешно обыгрываются ситуации недопонимания между слышащими и глухими, когда мы выглядим поистине забавно и нелепо, пытаясь поговорить со слабослышащим или глухим человеком, не идём на уступки и компромиссы. Во время всего спектакля речь транслируется на жестовом языке и наоборот, создавая отдельное камерное пространство, где происходящее понятно для всех групп людей. Самое главное: спектакль «Тихий час» должен научить слышащих людей не бояться. Показать, напомнить, что нет ничего сложного или страшного в том, чтобы быть просто искренним и открытым.
— Формат спектакля предполагает посещение постановки малыми зрительскими группами, не более 50 человек. На данный момент, билеты на показ распроданы на месяц вперёд. Мест очень мало. Как продвигать такой важный, но камерный проект, чтобы его увидели как можно больше людей?
— Действительно, спектакль «Тихий час» не предполагает большого количества зрителей — это связано с иммерсивным характером постановки, выполненной в виде «прогулки по театру». Здесь необходима камерность, количество зрителей было выверено командой театра путём репетиций. Тем не менее, «Тихий час» доступен всем. Спектакль не исчезнет в ближайшее время со сцены театра «На Литейном», он будет периодически появляться в репертуаре и на афишах. Я надеюсь, что у нашего проекта будет долгая театральная жизнь, и все желающие смогут посетить спектакль. В дальнейшем мы планируем продолжать работу лаборатории «ГАП», создавать новые инклюзивные проекты для наших зрителей.
«Тихий час» продолжает идти в театре «На Литейном», и у каждого искреннего и заинтересованного зрителя есть возможность попасть на представление, прогуляться с актёрами по коридорам знаменитого петербургского театра, рассказать о собственных снах и послушать чужие сокровенные истории сновидений.
Екатерина ГУСЕВА
Фото: Сергей РЫБЕЖСКИЙ
Последние новости
Под Гатчиной заметили аиста
Аисты прилетели! Жители Гатчинского округа делятся радостными новостями. Символы семейного счастья и мира приближают весну вместе с грачами.
День подводного флота России отметили в Гатчине
Сухопутный город с морской душой отметил 19 марта День подводного флота России.
Неделя детской книги: «История с продолжением»
Со 2 по 10 апреля Детская библиотека г. Гатчины приглашает на свой главный литературный праздник – Неделю детской книги.

Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований